Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

среда, 3 декабря 2014 г.

Инновационная педагогика - 2014


Открытый университет Великобритании около месяца назад опубликовал очередной доклад об инновациях в педагогике "Инновационная педагогика - 2014: Изучение новых форм преподавания, обучения и оценки". Итак, по мнению западных коллег, нашими умами сейчас владеют или вскорости будут развиваться более качественно.


1. Массовое открытое социальное обучение (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации 1-2 года).

Оно связано с использованием "сетевого эффекта" людьми, которые прошли массовое открытое обучение, что означает трансляцию своего опыта через социальные сети, организации сообществ таких людей, создание такими сообществами совместным проектов и продуктов. Также сюда относится проведение такими людьми консультаций, виртуальных встреч и т.д.


2. Учебный дизайн основанный на аналитике данных  (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации 2-5 лет). 

Как говорит отчет "Неформальные личные сети и инструменты студентов оказывают существенное влияние на поведение студента и их взаимодействие". Ученые говорят, что всё больше инструментов для точного отслеживания успеваемости будут внедряться в повседневное образование. На основе этого будет формироваться индивидуальная траектория обучения. Об одной из таких инициатив можно прочитать:

  1. Адаптивное обучение, или несколько слов о Knewton: http://habrahabr.ru/company/npl/blog/244539
  2. Что такое адаптивное обучение: http://www.edutainme.ru/post/chto-takoe-adaptivnoe-obuchenie/

3. Перевернутое обучение (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации 2-5 лет). 

Об этой инициативе не писал разве что ленивый, так что отсылаю Вас в к презентации. В сети, кстати, ресурсов очень много





4. BYOD (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации 2-5 лет). 

Bring your own devices  это концепция или подход, который предусматривает возможность использования собственных мобильных устройств, принадлежащих сотрудникам/ученикам/студентам, для решения различных учебных и профессиональных задач в любое время независимо от местонахождения. 

Вот кстати разные модели внедрения - от стандартизированной, до гибкой:


5. Обучение учебе (Учиться как стать эффективны учеником) (потенциал - средний, срок повсеместной реализации - на подходе).

Сейчас все больший вес приобретает процесс, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать. 

Коллеги говорят, что умение учиться, сейчас имеет смысл так как почти половина всех профессий существующих в настоящее время может поменяться в течение 20 лет. Однако переосмыслить методы, которые необходимы для обучения учиться, не так легко. Стать "саморегулируемым" обучающимся сложно, тем более для мира который постоянно меняется, так как присутствуют неясные цели учебного процесса.
  
6. Динамическое оценивание (потенциал - средний, срок повсеместной реализации - более 4 лет). 

Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика оценивают не относительно класса, а относительно его самого - по прогрессу. 

Различия между динамической оценкой и обычной статической оценкой в том, что:
  • фокус динамической оценки направлен на  будущее развитие, в то время как статической оценки на прошлые достижения;
  • с динамической оценкой есть обратная связь со студентом в процессе оценки.
Динамическая оценка подвергается критике, по основаниям ее надежности. Для того, чтобы сделать надежный тест, задания должны быть стабильными, в то же время процедура динамической оценки сознательно связанна с изменениями, а не стабильностью. Тем не менее, главная ценность любых выводов, которые могут быть сделаны из нее - насколько хорошо студент прогрессирует.

7. Образование основанное на событиях. (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации 2-5 лет). 

Учиться возможно во время образовательных конкурсов, фестивалей. Например сообщество Bioblitz собирает группы людей, чтобы провести биологические викторины в течение короткого периода времени - обычно день или меньше. Эти события часто приобретают атмосферу фестиваля и объединяют ученых и натуралистов.
вместе с представителями общественности. Есть еще такие мероприятия как "Час кода": http://hourofcode.com/ua/ru, в течении которых проводятся короткие уроки по программированию.

8. Обучение через истории (потенциал - средний, срок повсеместной реализации - более 4 лет).  

Сторителлинг в последнее время, также как "перевернутый класс", стал модной фишкой обучающих программ, а в школах презентаторов - это вообще как бы обязательная программа. Мы всегда запоминаем интересные истории - так почему мы не можем сделать из скучного материала увлекательную историю. 

Кстати сейчас в сети появилось много инструментов для создания лент времени, анимаций, комиксов, что тоже двигает этот подходд в массы.

9. "Пороговые (ключевые) понятия" (потенциал - средний, срок повсеместной реализации - более 4 лет). 

Пороговое понятие описывается как: "почему это важно и как это может быть применено на практике". 

Выше Вы видите результаты викторины (теста, опроса) выложенные преподавателями студентов театрального вуза, чтобы показать им пробелы в понимании восьми пороговых понятий. Каждый график показывает степень непонимания студентом определенных концепций (понятий).

Дизайн учебной программы вокруг ключевых понятий может оптимизировать структуру учебного процесса, содействовать диалогу среди студентов, помогать им в освоении сложных тем. Пороговые понятия могут влиять на итоговую оценку.

Например, разбив концепцию в на составные элементы учитель может оценивать знание каждой части, затем установить общую оценку в целом. Значение пороговых понятий проявляется в том, что они обеспечивают междисциплинарный подход к обучению который основан на стимулировании глубокого понимания сложных концепций,

10. Бриколлаж (потенциал - высокий, срок повсеместной реализации - более 4 лет). 

Термин "бриколаж" в переводе с французского означает "мастерить", или работать творчески с какими-то инструментами и ресурсами. Есть два варианта использования бриколажа. 

Первый - относится к способам, с помощью которых люди учатся импровизировать с различными материалами. Дети учатся, как относиться к другим и рассказывать истории, играя с различными игрушками, например куклами. Студенты художественных и театральных вузов должны овладеть навыками импровизации с найденными (случайными) материалами. Бриколлаж состоит в том, например, что 2 стула и одеяло могут стать домом или ширмой.

Второе использование термина в процессе образования – это «творческая разведка». Т.е. мы можем создать контент из того, что есть под рукой в данном классе (школе, аудитории), с использованием только тех устройств, которые у нас есть. Т.е. фактически обучение можно строить без специальных средств – пособий, учебников. Одним словом надо импровизировать с материалами, формами, идеями. Постоянный бриколлаж - это путь к инновациям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий