Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 19 марта 2011 г.

Неделя 3

Части № 1,2,3


Стратегия внедрения e-learning в вузе МВД

Введение

На сегодня процесс подготовки будущих и действующих сотрудников милиции нуждается в определенной трансформации. Последние несколько лет наблюдается стремительная «компьютеризация» способа жизни украинцев, возрастает влияние сети Интернет, мобильной связи, обучающих и прикладных программ на жизнь всех людей, и безусловно, она затрагивает процессы обучения, обмена знаниями, поиска новой информации повседневного общения и т.д.
Проблемы организации и внедрения e-learning в высших учебных заведениях исследуются во всем мире, в том числе и в Украине. Поэтому, по моему мнению, ВУЗы нашей системы не могут стоять в стороне от этих тенденций. В конце концов, это является необходимым условием их развития, а может быть и существования.
Еще в 2007 году о необходимости развития дистанционного обучения говорилось в Концепции реформирования системы образования МВД Украины и повышения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел от 28 октября 2007 года, где отмечается, что подготовка специалистов для органов внутренних дел в системе высшего образования МВД Украины требует внедрения дистанционной формы обучения личного состава, в первую очередь управленческого звена, органов внутренних дел всех регионов.
Кроме того, в приказе МВД Украины от 21 июля 2008 года № 346 «Об утверждении Положения о подготовке специалистов в высших учебных заведениях МВД по заочной и дистанционной формами обучения» дистанционная форма обучения была отделена от заочной, дано ее описание и особенности организации.
Несмотря на это, все эти положения так и остались на декларативном уровне.
На сегодня наша система в своем большинстве сталкивается с общими проблемами внедрения e-learning в ВУЗах Украины (о них подробнее ниже), но и отличается от того что если в цивильных ВУЗах есть позитивные сдвиги то в системе МВД эти сдвиги ПОКА НАМЕЧАЮТСЯ.
Кроме всего прочего, Министр внутренних дел Украины выразил некоторое недовольство качеством подготовки специалистов в ведомственных ВУЗах, что также косвенно связано с нашим отставанием во внедрении новых подходов к обучению.


Какие же мы ставим цели в аналитической записке? Я думаю надо выяснить:
  1.  Нужен ли нам e-learning?
  2.  Что он нам принесет нового?
  3.  Если да, то какой e-learning нам нужен сейчас?
  4.  Что надо сделать для его внедрения на первоначальном этапе?
  5.  Какие пути дальнейшего развитие e-learning ?


1. Описание текущих проблем:
Чрезмерная закрытость и консервативность системы обучения, которая в свою очередь не способствует распространению полезной информации, накоплению массива знаний в соответствующих отраслях.
Основная масса преподавателей не использует информационные технологии в учебном процессе (как средства создания, так и средства доставки и общения) из-за отсутствия собственных умений и навыков по использованию таких технологий.
Самостоятельная работа курсантов дневной формы и слушателей заочной формы неконтролируема, кроме того, отсутствуют наработки по обучению курсантов и слушателей культуре самостоятельной работы с информационными ресурсами.
В большинстве случаев курсанты и слушатели не вовлекаются в процессе обучения в создание нового контента, обсуждение насущных проблем (исключения присутствую разве что в соответствующих научных кружках).
Отсутствие системы обучения курсантов и слушателей пользованию продуктами e-learning, а так же процессу поиска новой информации, ее анализу и применению в учебном процессе.
Учебные курсы строятся независимо от потребностей практических органов внутренних дел.
Программы повышения квалификации напоминают скорее попытку задействовать как можно больше преподавателей в учебном процессе, а не целенаправленный процесс совершенствования в определенной отрасли (например за 10 дней надо освоить 18 тем программы повышения квалификации).

Что влияет на эти проблемы:
Отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, которая способствовала бы формированию направлений развития e-learning, а так же регулировала нагрузку преподавателей, закрепляла авторские права на созданные информационные ресурсы.
Отсутствие мотивации у преподавательского состава из-за перечисленных выше проблем, а также из-за консервативности подхода к учебному процессу, который скорее напоминает доминирования преподавателя в аудитории, а также внутренней мотивации на совершенствование своей деятельности

Отсутствие рациональных учебных планов и программ повышения квалификации сотрудников ОВД.


2. Отвечаем на вопросы

 1. Нужен ли нам e-learning (ДО)? Да! Нам ел нужен несомненно. Большинство преподавателей, наших ВУЗов не имеет базового педагогического образования. Тем не менее начав заниматься дистанционным обучением 2 года назад я отчетливо понял, что необходимость соблюдения дидактических принципов обучения  ОСОБЕННО ярко проявляется в дистанционном обучении (в практике очного обучения ими часто пренебрегают). Особенно остро стала для меня проблема целеполагания, учитывая, что ее надо донести не только в устной форме.


2. Что он нам принесет нового? Начну с банальностей. 

  • Как ни странно это говорить, но наши слушатели уже ушли далеко вперед в использовании в повседневной жизни компьютера, средств общения, доставки информации и т.д. Наша задача подтянуть себя к слушателям осваивая ИХ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И СФЕРУ ИНТЕРЕСОВ, только тогда мы сможем говорить о центральной фигуре студента в учебном процессе. Т.е. плюс № 1 - повышение образовательного уровня преподавателей в сфере ИКТ.
  • Вторая особенность - мы живем в мире быстро меняющейся информации, ел или ДО помогают нам оперативно находить, обрабатывать и доставлять информацию нашим слушателям. Печатные учебники устаревают еще в типографии. Т.е. плюс № 2 оперативный поиск, доставка, обработка информации.
  • ДО в некоторой степени дисциплинирует слушателя, а при адекватном участии преподавателя, способствует формированию культуры самообучения и саморазвития. Плюс № 3 - формирования культуры самостоятельной работы слушателя.
  • При традиционном подходе преподаватель ушел из аудитории - учебный процесс окончен. С ДО ситуация меняется - учебный процесс идет постоянно, преподаватель и слушатель общаются без времени и границ. Плюс № 4 - постоянное общения преподавателя и слушателя по насущным проблемам.
  • Плюс № 5 связанный с № 1 и 3 - ДО это новые подходы к процессу обучения как со стороны преподавателя, так и студента, на первое место выдвигаются цели обучения и их достижение, 
ДО это новый вызов нашей системе образования. Надо его принять.

(Есть что добавить пишите)

Комментариев нет:

Отправить комментарий